8 простых правил компетентностного подхода
1. Бизнес должен обладать компетенциями, необходимыми для рынка. Если компетенции есть, то товары/ услуги покупают. Если нет, то рынку пофиг, просто не покупают. Например, рынок требует быструю доставку и сервис. Если их не выстроить, то клиенты будут уходить тем, у кого они есть. По сути, доставка и сервис — это и есть компетенции, которые ждёт рынок от компании.
2. Компетенции не берутся из воздуха. Ими кто-то должен владеть. Либо люди, либо программы. Например, директор по логистике и складская программа в помощь.
3. Сотрудник должен обладать компетенциями (hard skills — профессиональные навыки), необходимыми для решения бизнес-задач, поставленных перед его должностью. Так если руководитель с опытом в транспортной логистике, то он не компетентен в должности руководителя складской логистики. Там разные системы, хоть и есть объединяющее слово логистика. Если вы нарушаете это правило, то рискуете. Но если бизнес маленький, то пофиг, можно и племянника взять.
4. Осознанность — это тоже компетенция. И очень важная. По сути, осознанность — это умение видеть и оценивать ситуацию без иллюзий.
5. Руководитель должен приносить ценность решениям, с которыми обращаются подчиненные. Иначе он некомпетентный. К сожалению, это частая история.
6. Мотивация — это тоже компетенция. Порой одна из самых важных. В ней кроются новые возможности, даже когда они не очевидны при оценке компетенций.
7. Избыточные компетенции демотивируют. Не только их владельца.
8. Soft skills (личные и деловые качества) все чаще становятся определяющими в формуле успеха сотрудника. Поэтому при принятии кадровых решений далеко не всегда следуют п.3. И вполне успешно. Но софт скиллс нужно уметь оценивать. Зачастую оценка проводится по интуиции, благодаря так называемой чуйке. По моим наблюдениям москвичи топ-менеджеры используют это слово чаще других. Возможно, так прикрывают свою неосознанность)