5 проф областей, где не работает hh.ru или работает слабо

hh.ru. по достоинству можно назвать самым влиятельным Job ресурсом в России. Он занимает 60% рынка труда подбора.

Но есть области в которых hh.ru, как впрочем и другие работные сайты, работают слабо или вообще прекращают давать желанный результат. Давайте их перечислим:

  1. Регионы: чем дальше от Москвы, тем хуже работает hh.ru
  2. Все IT-специальности (разработчики разного уровня, руководители и административный технический персонал).
  3. Инженерный персонал, в том числе проектировщики.
  4. Рабочие специальности, в том числе строительство.
  5. Область продаж, в том числе продвижение и маркетинг.

Этот список можно продолжать, но перечисленные области, наверное, больше других переживают нехватку персонала.

Так почему же не работает hh.ru?

5 причин почему не работает hh.ru и другие работные сайты

Не будем лить воду и делиться накопившемся к hh из-за его монополизма и диктата цен, а просто перечислим главные факторы, влияющие на его низкую эффективность в определённых областях:

  1. Главная причина провала hh.ru — уходит эра Job сайтов. Никто не хочет сидеть в hh и терять время на активный поиск. Как в прочем и на другие ресурсы, кроме социальных сетей, игр и хабы статей, типа Яндекс.Дзен, Пикабу и другие. Можно долго ругаться на нынешнее время и не то племя, но истинная причина в мотивах. О которых хорошо раскрывается в новом взгляде на рынок труда в серии материалов «Третья революция на рынке труда». Как-то известный эксперт в области HR-Tech Антон Надей сказал, — «Рекрутерам не нужен второй хедхантер. Они не хотят тратить время еще на один инструмент». Так вот в продолжение этой фразы скажу, кандидатам не нужен даже один работный сайт, который требует внимания и времени. Более того, они не хотят тратить время на создание «портянок» своего резюме и размещать в отрытый доступ, где нужно указывать персональные данные. Так же соискателей нисколько не привлекают такие же «портянки» вакансий, где за множеством строк сухого текста скрывается главное — суть вакансии. Именно поэтому рекрутинг шаг ха шагом переходит в социальные сети. Там где есть миллионы кандидатов и краткость сообщений.
  2. Мы живем в эру активного социального взаимодействия. В hh нет возможности общения и атмосферы компании, проникаясь которой хочется откликнуться на вакансию. Максимум, что сделал hh — это ввел услугу брендированной вакансии и более дополненной страницы о компании. Всё это платные услуги. Поэтому брендированные страницы можно встретить не часто. И их эффект все же ограничен. Почему? Кандидаты выбирают не просто список задач и заработную плату. Они выбирают часть жизни. Причем не малую. И поэтому соискатели хотели бы больше узнать о будущем работодателе, проникнутся ценностями, увидеть отзывы и пообщаться с теми, кто уже работает в компании. hh ввел чаты для общения с соискателями, но только если соискатель откликнулся. Только представьте себе такую возможность для соискателя — в любом момент выйти с вопросом к сотруднику — «как тебе здесь?». Как вы думаете, это подтолкнет соискателя к решению работать именно этой компании?
  3. hh не вкладывает в рекламу в регионах с целью привлечения соискателей. Если Москва и Санкт-Петербург, а также города миллионники не обделены вниманием рекламного бюджета, то всё что за границами этих областей отдано на откуп интереса самих соискателей. Там работает принцип: «хотите размещайте резюме, не хотите — не размещайте».
  4. Нет выделенного бюджета на определенные проф области. Чтобы hh сделать привлекательным для разработчиков, нужно в это вложится. Организовать рекламную компанию. Придумать мероприятия, на которых буду собираться разработчики. Стать для них интересным. А ведь кроме разработчиков есть и рынок инженеров, проектировщиков, медицинский работников и так далее. HH просто не хочет ими заниматься. Для него такие траты не целесообразны.
  5. hh.ru совершенного не приспособлен для рынка удаленной работы. Из-за эпидемии ковида мир изменился и не будет прежним. Смотрите наши прогнозы по рынку труда на 2021-2022 годы посе эпидемии. Актуальность инструмента для найма удаленной команды, по нашему мнению, будет основным фактором влияющим на его популярность. hh представлен по всей России. Он выделяет удаленные вакансии. Но вакансии обязательно должны быть привязаны к городу. Даже если работа удаленная. Поэтому вам придется привязать свою удаленную вакансию к каждому городу. Во сколько обойдется стоимость доступа hh по России? 868 560 рублей, если вы заплатите на год вперед. И это с ограничениями размещения вакансий и открытия контактов. Если бы эту сумму вы вложили в свой корпоративный сайт, вы бы давно закрыли потребность в персонале. Не думаю, что многие могут себе это позволить, и для еще меньшего числа такая стоимость будет целесообразной. Поэтому наши решения гораздо дешевле обозначенной суммы, но уже в первые три месяца способны привлечь более 600 соискателей. Смотрите более подробно кейсы и тарифы на продукты Employer Brand

Какой выход из этой ситуации?

Создание корпоративного сайта, может стать альтернативой hh в регионе по узкой специальности.

Что дает корпоративный сайт и какие кейсы запускает:

  1. Корпоративный сайт является полноценной атмосферой, погружение в которую позволяет соискателю проникнутся доверием к корпоративному бренду. На таком сайте соискатель с большей вероятностью откликнется, чем в ситуации размещения этих же вакансий на hh.ru
  2. Отзывы сотрудников о работе в компании проще собрать и разметить на свой сайт, чем на крупные отзовики агрегаторы. Мы пробовали это делать. Лояльные сотрудники не готовы размещать отзывы на агрегаторах по тем же причинам, что и не хотят размещать свое резюме на федеральные Job сайты. Там нужно зарегистрироваться и предоставить персональные данные, в том числе свое мнение, в открытый доступ. Кто размещает отзывы на сайтах агрегаторах? Правильно, в своем большинстве тот, кто уволился и негативно оценивает работу компании. Отзыв на своем сайте размещается для узкой целевой аудитории, для тех, кто с высокой вероятностью станет коллегой. Поэтому такой подход больше вызывает доверие у действующих сотрудников. И реальные позитивные истории привлекают соискателей с рынка. А самое интересное то, что агрегаторы будут собирать ваши отзывы и тоже показывать у себя. А почему бы нет?) Еще один плюс в сторону своего отзовика. В отзовиках-агрегаторах очень часто путают компании, и к вашей компании легко припишут негативный опыт совершенно из другой компании. В своем отзовике это не возможно, так же как и отзывы тех, кто у вас проходил собеседования, но не работал в вашей компании. Таких негативных отзывов очень много, ведь люди обижены, что их не взяли. Например, возьмем тот же hh.ru, который в отзывах сотрудников имеет негативный рейтинг, всего 1,7 балла из 5. Это вязано с тем, что отзывы оставляют соискатели, которые в том числе могут что-то недопонять в рамках короткого собеседования или писать о продукте, а не о работе в компании.
hh.ru отзывы сотрудников
  1. На корпоративный сайт вы можете «лить» рекламу и такие инвестиции могут дать быстрый эффект. Как это работает. Соискатель в поисковике задает вопросы по своей проф области. Например, разработчик Java script делает запрос: javascript админка модальные окна. Чтобы посмотреть образец кода. Вот здесь будет сложно поверить, но нас «читают» и в нашей сеть Wi-Fi, в которой сделан запрос, и мессенджере, где это был написано, и даже телефон, который просто лежит на столе и вы это проговорили фразу в слух. Мы как-то спорили с коллегами программистами, как может телефон считывать голос и анализировать его? Пришли к выводу, что шпионят за нами персональные помощники — Siri, Ок Google и Алиса, так как они активны в фоновом режиме и обладают нужными «компетенциями» для таких задач. Суть в том, что когда вы запустите рекламу, вы начинаете собирать всех, кто из нужной области, например разработчик JS, что-то похожее писал в интернет пространстве, и кто ищет работу. Система покажет вашу рекламу именно им. Поверьте, такая реклама будет гораздо эффективнее, размещенной на hh.ru Почему? Смотрите пункт 1 в начале статьи. От рекламы на свой сайт есть и долгосрочный эффект — благодаря рекламному трафику ваш сайт будет подниматься в поисковиках все выше и выше.
  2. На своем сайте проще организовать вебинары, метапы, хакатоны и квизы с целью привлечения внимания соискателей. Всё это в принципе не сможете организовать на hh.ru Более того, специальные мероприятия на своем сайте «работают» не только здесь и сейчас, но и в долгосрочной перспективе. Наполняя трафиком свой сайт, вы вкладываете в себя, а не в hh.ru, и таким образом поднимаете именно свой сайт в поисковике. Чем выше ваш сайт в поиске по нужным ключевым словам, тем больше, так называемого, органического трафика. Это когда кандидаты приходят сами без рекламы и специальных мероприятий. В данном аспекте хотелось бы привлечь внимание к квизам, которые крайне редко используются в рекрутинге, но на самом деле являются очень перспективным инструментом, так как привлекают наиболее умных и любопытных представителей профессии. Самый известный квиз — Цикада 3301. Головоломки «Цикада 3301», размещенные в интернете были связаны с защитой данных, криптографией и стеганографией, и привлекали наиболее талантливых специалистов из этой области.
  3. На своем сайте проще оперативно ответить, если кандидат ту же решится написать вам. Для этого существуют специальные чаты, которые вы можете «прикрутить» к своему сайту. Вопрос прийдет к вам на телефон и вы можете оперативно ответить. Эта возможность еще больше повышает эффективность тех же квизов, где соискатель решив задачку, присылает вам ответ и ждет обратно связи здесь и сейчас.
  4. На своем сайте легко настроить подписку, например на новые вакансии или другие материалы. Таким образом вы будете знать тех, кто интересуется вами, и выходить на них, чтобы помочь «созреть» к вакансии.
  5. Форум, состоящий из простых вопросов и ответов по специальности — отличная возможность привлечь профессионалов. Попробуйте прикрутить форму к hh.ru. Это не возможно!
  6. Курсы обучения для Junior проще разместить на своем сайте. Таким образом, все кто ищут бесплатные курсы, и способы как попасть в вашу профессиональную область, попадут к вам. И увидят не только курс, но и как вы отдыхали с командой на летнем выезде, а так же карьерные движения ваших сотрудников. Ну и главное — ваши вакансии, которые позволят применить полученные знания.
  7. Свой сайт может стать пространством для онбординга, если вы его еще не создали. Онбординг (дословно от англ. onboarding — на посадку, высадка или «введение, вхождение») — процесс адаптации сотрудника к вашей организации. Маленькие всплывающие подсказки (tooltips) и окна (pop-up) сопровождают сотрудника на вашем корпоративном портале, рассказывают о разделах или рекомендуют совершить определённые действия. Тут же может быть личное дело сотрудника и информация об его результатах тестов, оффере и карьерном движении. Зачем соискателю уходить с сайта, где он заинтересовался материалом или прошел обучение, отлично выполнил квизы и откликнулся на вакансию и вы тут же связались с ним? Вы ему уже направили оффер? Внесите его в лично дело сотрудника и тут же начинайте процесс адаптации.
  8. Своя социальная сеть — мечта не только тех, кто хочет повторить успех Марка Цукерберга — основателя Facebook. По нашему мнению, свое сообщество, социальная сеть профессионалов, позволяет сближать позиции и взгляды, лучше узнавая другу друга в обсуждении крайне важных вопросов в вашей профессиональной сфере. Пусть все JS разработчики (или кто там у вас?) собираются у вас на сайте и спорят, — «Почему JS -самый популярный в мире язык программирования?».

Про автора

Эксперт в области IT-рекрутинга и оценки персонала (Soft skills & Hard skills). Консалтинг в области HR: "Внедрение оценки персонала по методике Gamma" и "Реинжиниринг существующих и разработка архитектуры новых команд".

6 комментарий

  1. Мне нравится Ваша идея. Предлагаю вынести на общее обсуждение.

  2. А где лучше тогда искать кандидатов?

  3. А какие инструменты работают в этих областях?

Обсуждение закрыто.